Новости клуба
CDO|CDTO
14.04.2022
«Кто опоздал и не стал оцифровывать бизнес-процессы — потеряет деньги», - считает Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт –Петербурга, спикер III Российского Саммита и Премии по цифровой трансформации организаций CDO/CDTO Summit & Award 2022
В интервью «Ведомостям» вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин рассказал, во сколько обойдется программа цифровой трансформации города, какой от нее ожидается экономический эффект и как на ней сможет заработать бизнес, а также о цифровом двойнике Петербурга и пилотном проекте – создании «регуляторных песочниц» для цифровых компаний.
«Общий объем финансирования для реализации стратегии цифровой трансформации Петербурга на 2022-24 года с учетом инфраструктурных вложений, затрат на защиту информации, хранения данных, оценивается в 15-16 млрд руб. на три года. Источниками финансирования являются городской бюджет (порядка 95-98%) и федеральные субсидии, направленные на обеспечение соответствующей инфраструктуры и отдельных направлений», - рассказывает Станислав Казарин.
В 2022 году на проекты развития, затрагивающие административные процессы, способы коммуникации с населением и бизнесом, IT-ландшафт, выделяется более 2 млрд руб. Губернатор поддержал план по реализации стратегии цифровой трансформации несмотря на то, что он уже был сформирован после принятия бюджета. В этом году мы ожидаем серьезного рывка даже в тех отраслях, которые традиционно считались «неоцифруемыми».

Изначально мы ставили перед собой три задачи. Первая задача касается цифровых сервисов для жителей города и бизнеса. Мы постараемся перевести в цифру все государственные услуги и сделать дистанционное взаимодействие максимально удобным. Вторая задача связана с созданием цифровой модели города. Все данные, все учетные системы необходимо объединить таким образом, чтобы иметь полноценную основу для построения динамических моделей. И третье – на основе объединенных данных возможно будет строить аналитические и прогнозные модели, а систему принятия управленческих решений.

Конечно, учитываются и задачи, поставленные федеральным правительством. Были определены базовые параметры цифровой трансформации ключевых отраслей – образование, строительство, транспорт, здравоохранение. Но мы добавили в программу и те отрасли, являющиеся ключевыми для города – туризм, спорт, культура. Нацпроекты и задачи, связанные с ними, также нашли свое отражение в стратегии цифровой трансформации.

- Какие направления стратегии планируется реализовать до конца года?

Прежде всего мы планируем оцифровку всей спортивной инфраструктуры в широком смысле: спортивные объекты, секции, события, тренерский персонал, общественные движения, федерации. Это делается для того, чтобы можно было видеть весь ландшафт – как массового спорта, так и профессионального. В конечном счете цифровая трансформация спорта имеет три задачи. Первая – дать родителям возможность найти для своего ребенка секцию, максимально отвечающую всем запросам. Вторая задача касается организации массового спорта. Например, у жителей города, которые хотят поучаствовать в открытых соревнованиях или найти себе команду, появится такая возможность в рамках одного цифрового сервиса. Третий блок – управленческий и связан с формированием цифрового портфолио спортсмена.

Что касается дополнительного образования, то оно также должно быть доступно в рамках одного сервиса, который будет учитывать все параметры, отраженные в запросах населения.
В сфере образования мы планируем отслеживать цифровой след учеников для того, чтобы не только знать его оценки, но и понимать, в каких проектах он участвовал, в каких командах работал, возможно ли интегрировать в учебный процесс какие-то дополнительные активности. Все это нужно для того, чтобы ребенок развивался в разных направлениях и имел возможность сформировать свою цифровую площадку для коммуникаций и развития исходя из своих способностей и запросов.

Значительные вложения сделаны в цифровую трансформацию здравоохранения, которые позволят привести в соответствие технологическую инфраструктуру учреждений и перейти на полноценную систему электронных медицинских карт. Сегодня они доступны в Петербурге, но пока мы не имеем возможности обмениваться данными с федеральными или частными клиниками.

- Какой экономический эффект вы ожидаете от реализации стратегии цифровой трансформации Петербурга?

Любые бюджетные инвестиции приводят к развитию рынка и косвенный экономический эффект может быть весьма существенным. Сейчас Петербург является первым среди других регионов по экспорту программного обеспечения. За 2021 г. оборот наших IT-компаний увеличился в среднем на 17%. При этом мы понимаем, что эти компании активно зарабатывают репутацию и контракты за пределами города.

Не так давно в исследовании известной консалтинговой компании было сказано, что уже в ближайшей перспективе около 10-15% оборота стран, не использующих цифровые технологии в различных социальных и экономических сферах, будет перераспределено в пользу тех, кто встал на рельсы цифровой трансформации. Конечно, нельзя сразу говорить о появлении добавленной стоимости, но мы говорим о том, что тот кто опоздал и не стал менять свои бизнес процессы — потеряет деньги.

По большей части эту схему можно отнести и к регионам. В тех регионах, где инвестируют в цифровые технологии, быстрее принимаются управленческие решения, точнее прогнозные модели и, соответственно, эффективнее используются средства.

Сейчас мы разрабатываем проект «Бережливое госуправление», в котором скоро будут участвовать все органы исполнительной власти и подведомственные учреждения. Это постоянный процесс улучшения бизнес или административных процессов. Приведу простой, уже действующий пример. Архивный комитет Петербурга получил около 500 000 архивных пленок с записями радиопередач. Изначально срок каталогизации этих записей оценивался в 700 лет. Было принято решение применить искусственный интеллект, с помощью которого возможно распознавать голоса, составлять опись и, по сути, делать скрипт записи. И сейчас сроки каталогизации оцениваются примерно в 20 лет.

Существует еще и эффект масштаба. Еще в прошлом году все слабо понимали, как будет работать служба 122. Тогда служба принимала и обрабатывала около 27 000 — 30 000 звонков в день. От населения поступали жалобы на ошибки робота и просьбы возобновить работу службы в первоначальном формате, с живыми диспетчерами, но мы прекрасно понимали, что проще доработать робота. Сегодня служба 122 ежедневно принимает 47 000 — 50 000 звонков, а в пиковые нагрузки способна обработать и 200 000 запросов за несколько часов. Никакое количество операторов с такими объемами не справится.

- Помимо бюджетных средств к программам цифровизации города планировалось привлечь частных инвесторов. Есть ли уже примеры совместных проектов с бизнесом?

В настоящее время реализуется проект по созданию единого рассчетно-кассового центра. Город планирует передать свою государственную информационную систему частной компании, сохранив за собой права на саму систему и права на владение данными. У предприятия будет только право на использование и модернизацию этой системы. То есть развитие этой системы будет проходить уже не за счет бюджета, а за счет коммерческой компании. Результатом такого нововведения станет единый платежный документ для всех жителей города, где будут отражены все ЖКУ. Возможно, к проекту подключатся еще и телекоммуникационные компании.

Сейчас город является владельцев огромного количества данных и необходимо дать авторизованный доступ коммерческим компаниям к этим данным. Подчеркну, речь не идет о персональных данных, это общедоступная информация, например, данные о передвижении общественного транспорта, о расположении объектов. Но на основании этих данных бизнес сможет построить коммерческие сервисы.

- С 2020 года на базе информационной системы «Объекты городской среды Санкт-Петербурга» идет работа над созданием цифрового двойника города. Как продвигается верификация городских объектов?

В 2021 году прошла масштабная апробация системы в Петроградском районе и она показала высокую эффективность как с точки зрения жителей, так и с точки зрения администрации района. На территории района находится несколько миллионов объектов учета – это объекты благоустройства, несанкционированные свалки, здания и т.д. В этом году мы готовимся к тиражированию проекта на территории всего города. И любой житель города посредством сервиса с рабочим названием «Я здесь живу» сможет получить доступ к паспорту своего дома или двора, а затем подтвердить или опровергнуть корректность инвентаризационных данных объекта.

- Как планируется в дальнейшем использовать цифрового двойника Петербурга?

Самое простое применение – использовать цифрового двойника при формировании инвестиционной программы городских районов. К примеру, администрация района заявляет, что хочет что-то построить или отремонтировать. Цифровой двойник позволит оперативно определить, когда был проведен последний ремонт того или иного объекта, какое количество жалоб было от жителей. На основании этой информации можно сразу принять решение о внесении объекта в соответствующую программу. Понятно, что есть нормативы, но цифровые двойники позволяют оперативно реагировать на внештатные ситуации, например, когда погодные условия сильно повлияли на состояние дома или дорожного покрытия. Таким образом, решения не откладываются на годы, а подготовить финансово-экономическое обоснование для финансирования того или иного объекта можно в течение нескольких дней.

- В прошлом году в Петербурге анонсировали запуск «регуляторных песочниц» в сфере цифровых инноваций. Когда ждать начала действия особого правового режима для первых проектов?

Пока немного компаний знают о таком механизме как экспериментальный правовой режим, когда на локальной территории под проект может меняться федеральное законодательство. В Петербурге уже существуют определенные примеры работы в этом направлении. Например, в ближайшее время готовится соглашение о сотрудничестве с ГК «Геоскан», которая занимается беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Проект уже одобрен Минэкономразвития, сейчас документы направлены профильному замминистру. Ожидаем, что в ближайшее время документы внесут в Госдуму на рассмотрение.

В целом отмечу, что к нам поступает много предложений, которые вообще не попадают под экспериментальный правовой режим, поскольку ограничений того или иного вида деятельности в российском законодательстве просто нет. Это говорит о том, что в Петербурге много инновационных компаний и они строят бизнес на новых рынках, которые государство еще не успело урегулировать. Вполне возможно, что эти компании выступят инициаторами создания правового регулирования для этих рынков.

Источник: https://clck.ru/etBCk
Обсудить цифровую трансформацию экономики, регионов и городов, а также цифровизацию предприятий смогут 26 апреля участники III CDO/CDTO Summit & Award 2022. Присоединяйтесь!
Для IT-руководителей и директоров по цифровизации участие бесплатное.

Оставить заявку можно на www.cdosummit.ru/free

Связаться с Оргкомитетом:+7 (495) 926-78-70 | info@cdosummit.ru
Подробности и регистрация www.cdosummit.ru